Классный час "Мой жизненный путь"
Цель: отработка практически полезного навыка в построении перспективного плана.
Образовательный аспект: расширить понятийный аппарат учащихся, что позволит им более четко определить ценности, на которых строиться жизнь.
Воспитательный аспект: продолжить формирование чувства самодостаточности и стремление к самосовершенствованию; продолжить работу над формированием чувства ответственности через осознание “ я делаю свою жизнь сам”;
Развивающий аспект: продолжить работу над формированием коммуникативных и обще предметных навыков, а именно: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.
Выбор заданий в группах обусловлен учебным стилем, в котором работают учащиеся.
- Тема нашего занятия “Мой жизненный путь”, но прежде чем его начать, я должна вас познакомить с нашим гостем (на доску прикрепляется силуэт человека), который нуждается в нашей помощи. Он очень хочет быть успешным и счастливым в жизни, но не знает, как им стать, каким должен быть его жизненный путь, на какие ценности опираться в жизни.
Мы уже не раз говорили с вами о том, что такое цель, успех, счастье, вывели формулу успеха, строили временные планы, и некоторые из вас уже достигли определенных успехов в достижении поставленных целей; поэтому, я думаю, вас не затруднит помочь нашему гостю.
Теперь вы уже знакомы с тем, чем мы будем заниматься на занятии, и каким должен быть его результат. Запишите план нашего занятия в формулу успеха.
На доске:
Цель: помочь человеку в определении его жизненного пути.
Ресурсы: наш жизненный опыт, знания, умение строить временной план и т. д..
Действия: вспомнить определение понятий “счастье”, “успех”, использовать умение строить пошаговый план, определить, на каких ценностях должна строиться жизнь человека.
Результат: проект жизненного пути человека “Н”.
- Вспомним определение понятий “счастье”, “успех”, “цель”.
На доске записываются определения, данные учащимися. Затем рядом прикрепляются определения из толкового словаря.
Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.
Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
Сравним все эти определения. Что в них общего?
Чувство успеха и счастья человек испытывает только, когда достигает цели. Стремление к цели – это ключ к счастливой жизни. Человек существо, которое сориентировано на определенную цель. Состояние счастья – признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он чувствует себя сравнительно счастливым.
- Рассмотрев эти понятия, мы уже ответили нашему гостю на вопрос, как стать счастливым и успешным. Первое, что необходимо сделать - это поставить перед собой цель. (На доске прикрепляется слово “цель”).
Любую цель можно достичь, применяя формулу успеха.
Но у нашего гостя есть еще один вопрос: какие нравственные ценности выбрать, на какие опираться в жизни. Ведь от выбора ценностей зависит стиль жизни человека, его взаимоотношения с людьми.
Учащимся предлагается вымостить дорогу к цели кирпичиками нравственных ценностей.
На столе учителя лежат карточки с понятиями нравственных ценностей. Учащимся необходимо посоветоваться и выбрать те, на которых должна строиться их жизнь.
Классификация нравственных ценностей:
ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.
На доске от силуэта человека рисуется дорога, которая выкладывается кирпичиками ценностей к цели.
Теперь вам необходимо помочь нашему гостю в определении его жизненного пути. Для этого вы распределитесь на группы и составите три проекта: “Жизненный путь человека от школы до счастливого будущего”.
Работа в группах организованна с учетом учебного стиля учащихся.
Учащимся с конкретно-последовательным стилем обучения предлагается составить проект (цель, действия, средства, результат, время) жизненного пути человека успешного.
Учащимся с абстрактно-разбросанным стилем обучения – нарисовать жизнь человека счастливого.
Учащиеся с конкретно-разбросанным стилем обучения составляют рассказ о человеке, добивающегося целей.
Защита проектов по группам.
Подведение итогов:
Итак, обратимся к цели нашего занятия, мы ее выполнили? Мы помогли человеку определиться при выборе ценностей на жизненном пути, мы показали, что стать счастливым и успешным не так сложно, главное определиться с целью в жизни и незамедлительно начать ее реализовывать.
Конспект родительского собрания по теме:
"Подростковый суицид"
ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.
ЗАДАЧИ:
- Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суициды.
- Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.
- Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Фотографии детей класса для размещения в аудитории. Лучше, если это будут фотографии из жизни класса.
- Магнитофон.
- Листочки 5 х 10, карандаши (ручки) по количеству родителей.
Играет музыка для создания фона. В классе (зале) размещены большие фотографии (портреты) детей класса (возрастной параллели).
ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Ситуация в РБ по суициду
Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.
Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.
Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.
Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.
Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?
Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.
Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
- Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
- Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
- Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
- Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде — есть слишком мало или слишком много;
– во сне — спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде — стать неряшливым;
– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
- Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
- Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
- Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
- Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
- Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.
- Рождение вашего ребёнка было желанным?
- Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
- Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
- Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
- Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
- Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
- Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
- Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
- Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
- Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
- Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
- Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
- Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
- Вы первым идёте на примирение, разговор?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.
- Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.
- Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
|