Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Дата: 25 февраля 2021 в 13:17, Обновлено 11 ноября 2024 в 15:40

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.

Уголовным законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).

Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.

Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.

Изучая информацию по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также анализируя причины и условия их совершения, зачастую устанавливается бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростков и ослабленные родительско-детские связи, а также неосведомленность несовершеннолетних с действующим законодательством в этом направлении.

Ввиду высокой латентности преступлений указанной категории в большинстве случае приходится сталкиваться с уже состоявшимися преступлениями. Одним из условий совершения преступлений в отношении малолетних является то, что они с учетом их уровня развития в силу своего возраста, естественной психосексуальной незрелости, ограниченности жизненного опыта не могут понимать характер и значение совершаемых в отношении них действий и оказывать сопротивление.

Противодействовать подготовительной стадии таких преступлений крайне проблематично. Кроме того, преступники заставляют детей скрывать случившееся, используя различные способы воздействия, в том числе шантаж (например: выложить фото-материалы в интернет, если ребенок начнет уклоняться от их требований). В ряде случаев, расследуя уголовные дела, выясняется, что они заводят знакомства с детьми в сети Интернет, перед этим изучают детскую психологию для того, чтобы быстро войти к детям в доверие. Порой присылают детям фото или видео-материалы порнографического содержания, рассказывая о том, что это сейчас модно и многие подростки живут этим. «Педофилы» стараются тщательно скрывают свою преступную деятельность, что приводит к многоэпизодности таких преступлений. Как результат, на протяжении нескольких месяцев, иногда и лет, могут совершаться преступления в отношении детей.

Иногда и проживающая совместно мать, зная о том, что отец либо отчим совершает в отношении ребенка преступления против половой неприкосновенности, стесняется заявить об этом в милицию, либо также боится последствий физического насилия. 

Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.

Каждый десятый ребёнок умирает, многие заканчивают жизнь самоубийством. Практически всегда свести счёты с жизнью ребёнка толкает пережитое насилие — физическое или моральное. Оно оставляет жестокий след на психическом и физическом состоянии ребёнка — у него вырабатывается комплекс вины, он считает себя хуже своих сверстников. Дети становятся замкнутыми и пугливыми, либо чересчур агрессивными. Лишь половина детей, которых судьба свела с педофилами, способны вернуться к нормальной жизни. Помочь здесь может только профессиональный психолог.

Применительно к данной группе посягательств, предупредительно-профилактическая деятельность включает в себя целый комплекс мер. Во-первых, информационно-разъяснительная, культурно-просветительская работа с населением, несовершеннолетними и жертвами сексуального насилия (распространение письменной информации и разъяснений). Во-вторых, регулярные встречи с учащимися школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования и т.п., направленные на повышение уровня половой просвещенности подростков и предупреждение совершения (ими и в отношении них) аморально-сексуальных поступков. В-третьих, контроль и работа с подростками и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Основная задача в профилактической работе применительно к половым преступлениям в отношении несовершеннолетних состоит в повышении сознательности общества, осознании источника насилия, проведение просветительских и образовательных программ, а так же в защите прав уязвимых членов семьи – детей и непосредственная помощь в кризисных ситуациях.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
ПО ОБЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ

Если ребенок или подросток говорит вам, что подвергается насилию, то:

- поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
- не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;
- внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
- не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...";
- не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Как помочь детям разобраться с их чувствами?

1. Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.
2. Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
3. Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
4. Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").
5. Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними. (Ребёнку младшего возраста: "Думаю, что ты плачешь потому, что ты устал(а)" или "Я знаю, что Дина забрала твой мяч и тебя это расстроило").
6. Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
7. Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").
8. Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").
9. Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").

Несколько советов, что необходимо делать  

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Дети этого возраста особенно чувствительны к изменениям в их привычках и нарушению их безопасного окружения. Так как им недостаёт жизненного опыта, чтобы самостоятельно справляться с внезапным стрессом, они особенно зависимы от членов семьи, чтобы успокоиться. В некоторых случаях на них могут действовать, в большей или меньшей степени, реакции родителей или других членов семьи, так как они находятся под их прямым влиянием. Ответы могут быть направлены на восстановление спокойной обычной жизни, обеспечивая возможность как для невербального, так и словесного выражения детских чувств и приобретения новой уверенности.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Регрессивные поступки особенно распространены в этом возрасте. Дети могут стать более замкнутыми и/или более агрессивными. На них, в особенности, могут действовать потеря подаренных предметов или домашних животных. Должны поощряться вербализация их опыта и ведение игр. Пока привычные ожидания могут отойти на задний план, необходимо поставить цель, которая должна как можно быстрее возобновить нормальное функционирование.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: Реакции сверстников очень важны для этой возрастной категории. Дети нуждаются в одобрении со стороны их друзей, для них важно, чтобы их чувства и страхи были обычными. Беспокойство и напряжение могут проявиться в виде агрессии, бунта, замкнутости. У детей этого возраста может возникнуть так называемая "вина спасенного". Групповые обсуждения со сверстниками и взрослыми очень эффективны для уменьшения чувства изоляции и нормализации детских чувств. Также полезно возобновление групповой активности, обычного образа жизни и занятия спортом, которые могут помочь снять напряжение.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ: Большая часть активности и интересов детей этого возраста сконцентрирована на сверстниках. Страх перед тем, что чувства и реакции могут быть необычными, и не восприняты, может подтолкнуть подростков к замыканию в себе или депрессии. Психосоматические реакции широко распространены. Подросток может быть недоволен нарушением его распорядка, а также раздражаться из-за того, что иногда в обществе на него не возлагают обязанности как на взрослого человека. Раздражение, злость или вина могут проявляться в безответственных поступках. Необходимо поощрять подростков в том, чтобы они поддерживали отношения с друзьями и участвовали в спортивной и общественной жизни. Очень полезны в нормализации их чувств групповые обсуждения. Их необходимо поощрять и стимулировать, участвовать в общественной жизни (чтобы уметь правильно реагировать на проявления насилия).

7 способов помочь тому, кто пострадал от насилия

Невозможно сидеть сложа руки, когда близкий человек подвергся насилию или давно от него страдает. Но как помочь? Что сказать? Куда обратиться? Инструкция для тех, кто хочет оказать действенную и разумную поддержку.

ПРАВО ПЕРВОГО СЛОВА

Возможно, вы точно знаете, что с близким произошла беда или он находится в опасной ситуации. Но, может быть, вы пока только подозреваете, что он подвергается насилию. Не стоит делиться с «жертвой» своей догадкой. Вы можете столкнуться с набором психологических защит, что в итоге приведет к еще большей замкнутости. Будьте просто рядом, в доступности. Также постарайтесь вести себя доброжелательно. Страх осуждения — одна из главных причин того, что пострадавшие не спешат обращаться за помощью. Предоставьте человеку возможность самому рассказать вам об этом, когда придет время.

СПРАШИВАЙТЕ, А НЕ СОВЕТУЙТЕ

Мы проецируем на себя чужое состояние и обычно оказываем поддержку так, как хотели бы получить ее сами. Если человек рассказал о своей беде, то выслушайте его, а потом спросите открыто: «Как я могу тебе помочь, чтобы тебе стало лучше? Что бы ты хотела, чтобы я сделал(а)?» Ориентируйтесь на желания пострадавшей стороны.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ «Я-СООБЩЕНИЯ»

Если пострадавший от насилия чеовек начал вам открываться, не бойтесь рассказать ему о своих чувствах: почему вас беспокоит его состояние, почему вы хотите помочь. Это поможет ему почувствовать, что вам не все равно, и рассказать больше. Также спрашивайте, в чем конкретно насилие проявляется, что и как происходит. Так вы скорее всего сможете «расшевелить» человека на реальные действия.

НЕ ОБНАДЕЖИВАЙТЕ

Если вы точно знаете, что ваш близкий столкнулся с насилием, то скажите ему, что с такой ситуацией нельзя мириться. В насилии всегда виноват его автор. Его нельзя оправдывать, это поощряет безнаказанность. Если, например, сегодня он ударил женщину и она промолчала, значит, по его версии (даже если он это не осознает) с ней так можно поступить и завтра. Насилие с каждым разом усиливается и становится более жестоким — такова его природа.

ОБОЗНАЧЬТЕ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ

Подумайте и скажите пострадавшему, как вы можете ей помочь, а на что не пойдете ни при каких условиях. Например, вы готовы разрешить подруге, которую бьет муж, пожить у вас месяц, но денег взаймы дать не сможете. У вас есть личные границы, и вы имеете на них право. Но когда человек находится в опасной ситуации, ему важно четко понимать, какие у него есть варианты для дальнейших действий. Поэтому никогда не обещайте того, к чему не готовы.

ПОМОГИТЕ ВЕРНУТЬСЯ В РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ

Если вы в силах следить за состоянием пострадавшего человека, то помогите ему вести здоровый образ жизни. Психоэмоциональный фон напрямую связан с нашим физическим самочувствием, и наоборот.

Для того, чтобы близкий человек вернулся в ресурсное состояние и смог принимать решения, как ему жить дальше, важно обеспечить для него:

  • здоровый спокойный сон (обратитесь к врачу, если требуются успокаивающие препараты);
  • горячую вкусную еду, которая создаст ощущение безопасности;
  • режим дня с интервалами для отдыха и прогулками на свежем воздухе.

Не нужно давать пострадавшему возможность зависать в негативных переживаниях. Займите его самой простой деятельностью, которая ему нравится.

ДОВЕРЬТЕСЬ ПРОФЕССИОНАЛАМ

Не переоценивайте себя. В момент откровения вы являетесь контейнером для чувств и эмоций пострадавшего от насилия близкого человека. Но в дальнейшем у вас может не хватить сил помочь проработать травму и обеспечить ей безопасность.

Помогите обратиться за помощью. Во время острой фазы пострадавший испытывает стресс-реакцию, его восприятие жизни становится «туннельным». Ему необходимы четкие инструкции — что делать и в какой последовательности. Постарайтесь помочь найти и применить эту информацию.

Занятие с элементами тренинга для учащихся 6-8 классов «Мир без насилия - вместе мы справимся»

Тренинговое занятие для учащихся 9-11 классов по профилактике насилия «Stop!Насилие!»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.