Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Действия педагога при выявленном у ребенка кризисном состоянии

Дата: 13 мая 2024 в 13:51

Действия педагога при выявленном у ребенка кризисном состоянии.

 

Если жизни ребенка ничего не угрожает, основные задачи учителя при взаимодействии с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснить ситуацию, убедиться, что ребенок находится в безопасном окружении, и при необходимости мотивировать на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу или иным специалистам). Будьте внимательным слушателем. Не давайте советов. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав ребенка и дав ему возможность выразить свои эмоции. Даже если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил:

  • Быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля.
  • Выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
  • Пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол.
  • Приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц.
  • Необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. Во время разговора не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы.
  • Помнить о том, что нотации, критика, повышенный и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу на доброжелательном и безоценочном отношении к нему.
  • Дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда он перестанет говорить.
  • Ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила.

Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии.

Если ребенок говорит: «Ненавижу учебу, школу, учителей, родителей и т. п.»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

«С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?»;

- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?»;

- «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?»

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Когда я был (а) в твоем возрасте…»;

- «Не ленись, займись делом!»

Если ребенок говорит: «Я расстроен, все кажется таким безнадежным…»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том, что что-то происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть и какую из них надо решить в первую очередь»;

- «Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»;

- «Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу»;

- «Хватит ныть».

Если ребенок говорит: «Я совершил ужасный поступок…»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Давай сядем и поговорим об этом»;

- «Я готов(а) тебя поддержать, если ты захочешь»;

- «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Надо было сначала думать, потом делать!»;

- «Что посеешь, то и пожнешь!».

Если ребенок говорит: «Всем было бы лучше без меня!»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Кому именно?»;

- «На кого ты обижен?»;

- «Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

Если ребенок говорит: «Вы не понимаете меня!»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Что я сейчас должен/должна понять? Я действительно хочу это знать. Для меня это важно»;

- «Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Я очень хорошо тебя понимаю»;

- «Кто же может понять современных детей? Мы были другие».

Если ребенок говорит: «А если у меня не получится?»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»;

- «Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удавалось с ними справиться?».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.