Методики и техники в работе с несовершеннолетними
Подготовила: Филимонова Валентина Михайловна
Арт-терапевтическая техника «Розовый куст» (автор Дж. Аллан)
qЦель: диагностическая, данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, ребенок фактически рисует свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой его состояния. Коррекционная – в процессе опроса, дорисовывания происходит трансформация проблемной области, эмоции переходят в позитивное русло.
qМетодика «Розовый куст» символизирует эмоциональную сущность человека. Это упражнение – медитация, с помощью которого можно осуществить удивительное путешествие в собственное подсознание и открыть внутреннее состояние.
Тест "Придумай историю" Р.Силвер
qЦель: диагностическая, коррекционная и развивающая методика, может применяться для оценки познавательной и эмоциональной сфер и образа «я» детей.
q Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Тест может применяться для оценки состояния детей начиная с пятилетнего возраста, а также подростков и взрослых. Время выполнения задания не ограничивается.
Техника «Письмо в будущее»
Цель: письма в будущее помогают нам возродить некие подростковые механизмы. Например, «мысли наперед», которые свойственны в 15-16-летнем возрасте, такая методика будет наиболее эффективной при каждой конкретной ситуации, при решении каждой конкретной задачи.
Интервью «Волшебный мир»
qЦель: данная методика применяется в целях знакомства с ребенком, его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
qДанная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
qОбследование рекомендуется проводить наедине с ребенком.
•
qЦель: данная методика применяется в целях знакомства с ребенком, его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
qДанная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
qОбследование рекомендуется проводить наедине с ребенком.
•
qЦель: данная методика применяется в целях знакомства с ребенком, его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
qДанная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
qОбследование рекомендуется проводить наедине с ребенком.
•Методика «Мой жизненный путь»
qМетодика «Мой жизненный путь» реализует современный подход к психологической диагностике и консультированию клиентов. Методика позволяет выявлять эмоциональное состояние человека, некоторые особенности его темперамента и характера, специфику представлений о своей жизни и отношений к ней, определять личностные проблемы и возможные способы их решения, формулировать цели и планировать пути их достижения. Методика представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей.
Техника «Безопасное место» или «Место внутреннего покоя»
qЭту технику и ее модификации эффективно использовать для создания ресурса для клиента, который позволит ему снизить тревогу, расслабиться, справиться со стрессом и негативными эмоциями.
•Опросник: СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И ТРУДНОСТИ (ССТ)
qССТ – это краткий скрининговый опросник, который можно использовать для оценки поведения у детей и подростков от 3 до 16 лет. Опросник включает в себя оценку психологических свойств подростка и оценку о влиянии имеющихся проблем подростка на разные стороны его социальной жизни.
qЭти свойства распределяются по 5 шкалам:
üЭмоциональные симптомы
üПроблемы с поведением
ü Гиперактивность/Невнимательность
ü Проблемы взаимоотношений со сверстниками
ü Просоциальное поведение
Техника «Четыре стула»
qЦель: Принятие чувств как ресурс жизнестойкости, которая поможет понять свою проблему, переработать, трансформировать в позитивный опыт.
Упражнение «Мамино и папино послание» (проработка детско-родительских отношений)
Упражнение ППП (понимаю, принимаю , прощаю).(Проработка детско-родительских отношений)
Люшеровский цвет
üКрасный – лидер
üЖелтый -потребность в общение
üФиолетовый – уход из реальности
üЗеленый – отстаивание позиций (спор)
üСиний – потребность к проверке
üСерый – спокойствие
üКоричневый- тревога
üЧерный – негативизм