Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Актуальность деятельности учащихся в рамках работы школьного музея «История Вороновского края»

Дата: 26 апреля 2022 в 13:33, Обновлено 29 января 2024 в 10:39

Актуальность деятельности учащихся в рамках работы школьного музея «История Вороновского края»

Перед современным обществом стоит серьезная опасность потери исторической памяти, поэтому особую роль в деле воспитания и образования молодежи приобретает изучение истории нашей Родины и краеведения: истории своей малой Родины. С помощью изучения истории и краеведения, в большей мере, чем какого-либо другого вида деятельности, можно восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Историко-краеведческая деятельность в ГУО «Вороновская средняя школа Витебского района имени И.Е.Бесхлебного» сконцентрирована на работе школьного музея, созданного более 50 лет назад. История его создания уходит корнями в 60-е годы прошлого века. Сменялись руководители музея, менялась и работа. Из музея воинской славы он превратился в комплексный музей «История Вороновского края». Третью часть экспозиционной площади занимает этнографический зал, сбор экспонатов для которого начат с 2002 года. Две трети площади музея посвящено героическим событиям военного времени в годы Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны, войны в Афганистане.

Основные разделы экспозиции:

 1.Быт белорусского народа.

           2.Отечественная война 1812 года.

           3. «Вставай, страна огромная»

           4. Партизаны принимают бой

           5. «Вспомним всех поименно»

          6. По следам дивизий

          7. Бессмертные 27 (Витебские панфиловцы)

          8. «Время выбрало нас» (воины-интернационалисты)

          9. «Есть такая профессия Родину защищать»

Этнографические предметы, предметы народного быта, образцы ручного труда, произведения изобразительного искусства военного времени, фотоматериалы, рукописи, печатные издания периода Великой Отечественной войны, предметы, найденные на местах тяжёлых боёв, карты-схемы боевых действий, воспоминания командиров и бойцов, переписка с участниками военных событий, родственниками погибших, архивные документы - вот неполный перечень экспонатов музея.

Но для меня музей- это не копилка для хранения экспонатов, это центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Это не только место для экскурсий, это место для серьезной исследовательской и поисковой работы, творческая мастерская, призванная установить связь между днём вчерашним, сегодняшним и будущим.

На базе школьного музея уже много лет работает ресурсный центр по гражданско-патриотическому воспитанию. В музее проводятся не только экскурсии, но и методические объединения, семинары, районные, областные и международные мероприятия, встречи с родственниками погибших, гостями различных уровней, начиная с ребятишек детского сада, учащимися школ, лицеев, ВУЗов, учителями, преподавателями, поэтами, ветеранами-интернационалистами, работниками банков и т.д.

В музей приходят не только на экскурсии, но и за помощью. Много обращений в частном порядке по нахождению информации на ОБД по поиску погибших и пропавших без вести в годы войны. Тесно сотрудничаем с Вороновским сельским советом, что каждый год дает результат: новые имена заносятся на плиты возле Братской могилы в центре аг.Вороны.

Широко используются фонды музея для проведения уроков и массовых мероприятий. Часто используются музейные материалы студентами, бывшими выпускниками школы,  для написания курсовых и исследовательских работ.

Музей сотрудничает с поисковыми отрядами. В результате, в дар музею поступили вещи из захоронения немецкого солдата  (курительная трубка, ложка-вилка, хлорницы, ящик для патронов, пуговицы, медальон, каска).Открыта мини-экспозиция  «Ostfeldzug » (немецко-советская война).

Ведется переписка с поисковыми отрядами г.Смоленска и Лиозно.

Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат. Музейная педагогика реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

В своей работе выделяю следующие виды деятельности:

поисково-исследовательская, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, общественно-полезная, образовательная.

Музеем  проводится большая поисково-исследовательская работа.За последние годы выполнены исследовательские работы:

 «Сердце отдаю детям» (в основу взята жизнь и педагогическая деятельность Заслуженного учителя БССР, отличника народного образования Терентьевой Александры Яковлевны, которая проработала в Вороновской школе более 40 лет и являлась создателем школьного музея);                                                         «Деревня Поляи» (новизна краеведческой работы заключается в том, что впервые описывается история деревни Витебского района от её основания до сегодняшнего дня);

“Есть памятник в нашем селенье…»( новизна исследования состоит в том, что ещё никто до нас не занимался историей создания Братской могилы и  памятника. Материал этой работы оказался очень востребованным, особенно в этом году, объявленным Годом исторической памяти);                                             «И кисть, и автомат оружием были ему» (материал исследования: жизнь и творческая деятельность фронтового художника В.С. Рогаля, воевавшего на высоте 222,9. Эта работа объединила нас с Витебским областным художественным музеем и учреждением культуры г. Иркутска «Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова». Сотрудничество продолжается. Работа зарегистрирована на официальном сайте ООО «Инфоурок» и как результат на нас вышла внучка бойца Пунгина Г.В., нарисованного Рогалем в 1944 году в дивизионной газете. Завязалась переписка, пополнили музей новым материалом);                                                        «Мой прадед –военный топограф» (в основу взята жизнь и боевой путь прадеда учащейся школы Лапковской Юлии. Работа позволила по-новому взглянуть на близких ей людей, задуматься над их судьбами);                    «Бойцами были на войне, учителями были в школе» (годы Великой Отечественной войны учительство вписало немало героических страниц. В работе рассказывается о тех, кто ушёл защищать нашу Родину, об учителях – фронтовиках нашей школы);                                                                                           «Возврати себе храм, возврати себе свет…» (работа выполнена в рамках конкурса «Духовные ценности региона в содержании деятельности музея», номинация «Крыніцы духоўнасці»);                                                                             «Православное историко-культурное наследие в экскурсионной и музейной работе» (Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Когда-то на территории Вороновского сельского совета было 5 храмов. Почти в каждом селе была церковь. Но так было раньше...);                                     «Скарбы маей сям^i»( каждый человек должен не только знать историю своей семьи, ее традиции,  но и обязан сохранять те ценности, которые передаются из поколения в поколение. В семье Астаповой Анастасии-это пчеловодство).

 Все эти работы отмечены дипломами различного уровня.

Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, а значит увеличиваются фонды. Новые экспонаты берем в разработку и продолжаем исследовательскую работу, так как при описании того или иного экспоната приходится вести поисковую работу, обращаться к специальной литературе. Так в этом году приняли участие в конкурсе юных экскурсоводов районного, областного и республиканского уровня (номинация «История одного экспоната»). Работа «Старинный сундук» отмечена дипломами различного уровня.

 Часто посетители нашего музея приносят нам экспонаты, значит правильно экскурсоводы ведут информационную работу. Экскурсоводам я всегда говорю, что экскурсию нужно так провести, чтобы посетители захотели прийти еще раз.

В музее постоянно действующих экскурсоводов – 12 человек. Это учащиеся 2-10 классов. В этнографической части «Быт белорусского народа» проводится этно-сказка «Як продкі нашыя жылі», где маленькие экскурсоводы на белорусском языке знакомят с экспонатами и бытом наших предков.

В военном зале для тех, кто первый раз пришел в музей девочки проводят обзорную экскурсию по экспозициям музея. Для воспитанников детского сада и первоклашек проходит экскурсия “Давайте познакомимся”. По обновленным экспозициям юные экскурсоводы ведут тематические экскурсии, делая акцент на новые поисковые материалы.

Кроме экскурсий разработана квест-игра “Секреты Вороновского музея”    (в республиканском конкурсе «Лучшая методическая разработка музейного занятия», номинация «Музейная игра» отмечена дипломом) и пешеходная квест-экскурсия. По итогам республиканского конкурса «Лучшая методическая разработка музейного занятия» в номинации «Творчыя знаходкi у музеi» за работу «Мы тоже не лыком шиты» отмечены дипломом.

 Образовательной деятельности также уделяется особое внимание. Издан справочник экскурсионных маршрутов образовательной деятельности “Дорогами знаний”. Представленные в сборнике экскурсионные маршруты «Возврати себе храм, возврати себе свет…», «Здесь слышится дыхание истории самой», «Памятники рассказывают» позволят познакомиться с малоизвестными архитектурными, археологическими объектами, объектами военной истории нашего региона, значимыми в истории нашей страны. Экскурсионные «путешествия» предоставят возможность узнать про материальное и духовное наследие наших односельчан, окунуться в интересный и разнообразный мир народного мастерства, пройтись дорогами населенных пунктов малой родины.  Справочник дополняет учебные предметы: мировая и отечественная художественная культура, история Беларуси, «Мая Радзiма - Беларусь».

Как продолжение темы по образовательному туризму для руководителей школьных музеев области проведен областной семинар «Организационные и методические особенности образовательного процесса в экскурсионной деятельности».

Для учителей истории и обществоведения проведено областное практическое занятие «Современные подходы к организации и проведению учебных и факультативных занятий по истории и обществоведению» по темам «Музейная педагогика в современной школе» и «Краеведение как образовательный процесс».

Учителя нашей школы обращаются за помощью в предоставлении им материалов краеведческого характера для подготовки учащихся к конкурсам, проектам, чтениям, исследовательским конференциям.

 Дважды приезжали на могилу своего прадеда Краснова Романа Матвеевича родственники из Республики Марий Эл. Праправнуку Константину (2 класс) очень понравилась идея сделать вместе с мамой исследовательскую работу «Константины в годы войны». Мальчику предоставили информацию о Константинах, воевавших на нашей территории. Совместные идеи и проекты еще больше объединяют.

Экскурсоводы постоянно участвовуют в Международном слете музеев Дважды Краснознаменной Лиозненско-Витебской ордена Суворова 158 стрелковой дивизии. Приняли участие во 2-ой и   3-ей Международной онлайн-конференциях «Время не разъединило нас» (обмен опытом).

Являемся участниками в реализации Международных проектов.

В 2018 году стали участниками программы «Дороги войны. Дороги мира. Дороги памяти» в ее современном виде, с международным масштабом и географией охвата уже более десяти регионов и областей России и Белоруссии. В ходе проекта предоставлена информация о памятниках на территории Вороновского сельского совета, которая вошла в информационно-справочный буклет и Атлас памяти.

Идея Атласа памяти состояла в том, чтобы определить координаты и обозначить на карте автомобильных дорог расположение памятников войны и воинских мемориалов. Произвести их фотосъемку и привязать к географии путей сообщения. Как правило, в обычной поездке люди не всегда обращают внимание на памятники вдоль дорог, не знают, какому событию посвящен тот или другой отличительный символ. Участники патриотического автопробега были поражены, какое количество боев и сражений пришлось провести советскому солдату в Великой Отечественной войне. Теперь слова «каждый метр полит кровью бойцов» не являются литературным штампом. «Дороги войны. Дороги мира. Дороги памяти» прошли и по нашим дорогам по маршруту Лучиновка – Дрюково – Вороны - Вороновское кольцо.

В этом году мы подали информацию о памятнике Отечественной войны 1812 года. В рамках международного проекта готовится Атлас, посвященный 220-годовщине победы над французской армией.  Международный автопробег пройдет по местам боев 1812 года.

В 2021 году нашей школе присвоено звание “Школа мира”. Деятельность музея внесла значительный вклад для присвоения школе этого звания.

Работа музея периодически освещается в СМИ.

Кротова Ирина Игоревна,

 педагог дополнительного образования, руководитель объединения по интересам «Патриот».

+ 375 29 8912605

ГУО «Вороновская средняя школа Витебского района имени И.Е.Бесхлебного», Витебский район, Витебская область

https://disk.yandex.by/d/jmyhtwy7sLrrPQ?uid=54111214
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.